Николай Русу: В Севастополе строится европейский клуб
— Николай Иванович, для начала примите поздравления с юбилеем. Кем вы будете у нас в клубе?
— Спасибо за поздравление. Я буду работать помощником главенствующего тренера, буду отвечать за многофункциональную подготовку футболистов, потому что она мне поближе по моему проф направлению.
Я наиболее 20 лет в разных клубах занимался конкретно многофункциональной подготовкой, а на данный момент потихоньку осваиваю наиболее сложные, чисто футбольные темы — работу с мячом, работу по тактическим заданиям.
— Вы сами игрались в футбол?
— Нет, не играл, я прошлый легкоатлет.
— Стайер, спринтер?
— Нет, я прыгал с шестом. Когда мне было лет шестнадцать, в Донецке соревновался с Бубкой, которого тогда еще никто не знал. Мы с ним одногодки, быть может, в то время и шли на равных, но он уже выделялся.
— Как в футбол пришли?
— Поначалу стали приглашать в команды как тренера по реабилитации. Сначала — в команды первой лиги. У меня выходило, отправь советы от тренеров. Когда начинаешь, перед тобой много неизвестного. Но равномерно находишь и способы работы, и свои команды.
— Начинали в Молдοве?
— Да.
— А в κотοрοм клубе?
— Такового клуба уже нет. Это был 1994 год. Сначала в чемпионате Молдовы игрались клубы, оставшиеся еще со времен Русского Союза. А позже откуда-то резко стали появляться игроки, клубы. В чемпионате высшего дивизиона игралось 16 команд. Откуда?
А в 2000 году начал работать с тираспольским «Шерифом». Сейчас это лучшая команда, флагман молдавского футбола. Там было чрезвычайно любопытно работать. При тех деньгах, что были в клубе, я мог почти все для себя дозволить в чисто технологическом плане. У нас была наилучшая на тот момент аппаратура для тестирований. Девять лет я проработал в этом клубе. Работал с различными тренерами, исповедующими различные направления в собственной работе. И румыны были, и украинцы, различные школы — приходилось подстраиваться. Но любопытно было работать.
— В то время в «Шерифе» там работал и Олег Кононов…
— Он приехал туда в 2005 году, когда основным тренером команды был Леонид Кучук. Они вкупе строили клубную систему, Олег Георгиевич управлял юношеской академией «Шерифа» и был одним из тренеров команды. А система была чрезвычайно увлекательная. Мы обхватывали все группы, строили для их тренировочные планы: я — многофункциональную часть, Кононов — технико-тактическую. И у нас вышло.
Опосля «Шерифа» я год работал в Суровом вкупе с Вячеславом Суровым. Он подал в отставку, а я доработал до конца собственного договора, уже с Анатолием Байдачным. Одно время работал в сборной, которой тогда управлял Габи Балинт.
Позже вновь встретился с Кононовым, уже в «Карпатах» — это было мое крайнее место работы.
— Полгода без работы просидели?
— Почему без работы? Я ведь преподаю на кафедре легкой атлетики в кишиневском Государственном институте физического воспитания и спорта, время от времени читаю там лекции. Не считая того, при Федерации футбола Молдовы читаю лекции при лицензировании тренеров (от категории С до категории PRO) на темы «Физические кондиции», «Планирование физических кондиций» и «Игровые тренировки». Но это не постоянная работа.
— Ниκолай Иванοвич, вы будете заниматься лишь первой κомандοй либо возьмете под свοе крыло и «молодежку»?
— Мы, помощники главенствующего тренера, будем обхватывать тренировочный процесс всех команд клуба. По его указанию будем переключать упор собственной деятельности туда, куда он посчитает необходимым: на детские команды, на вторую.
— Вычитали в Вебе, что вы стажировались по полосы УЕФА…
— Я много учусь. Не так давно возвратился со стажировки в Испании, знакомился с тем, как на базе сборной проходят учебу клубные тренеры.
— У вас, наверняκа, самый свежайший взор на κоманду, ведь вы меньше всех из нοвейших прοфессионалов ее лицезрели?
— Ну, почему? Я ее еще в Севастополе лицезрел. Воспоминания отличные. Думаю, что при таком отношении к делу, что показывают ребята, есть не плохая перспектива играться в тот футбол, который на данный момент доминирует — стремительный, техничный. Понятно, чтоб он был скорым, необходимо иметь стремительных игроков. У нас такие есть. Игровое взаимодействие? Ну, так над сиим компонентом поработает основной тренер. Думаю, конечный итог будет положительным.
— И соответствовать заявленной цели…
— Да. Цели могут быть наибольшие. Нужно добиваться наибольших целей. Не нужно мыслить, что предел — это выход в высшую лигу. Далее необходимо мыслить. О том, как играться в данной для нас высшей лиге: работать, не уступать. На данный момент закладывается фундамент на будущее. Цель — не только лишь выйти в высшую лигу, да и показать, что есть боеспособный коллектив, команда, соответственная европейскому уровню.
Этот же «Шериф» строился конкретно так, конкретно по этому принципу. Там было вложено чрезвычайно много средств. И управление клуба, вкладывая средства, не задумывалось о сиюминутном итоге. Оно работало на перспективу. И организация, и менеджмент, и все, что соединено с футболом, ставилось на современный уровень. Это верный путь, и я вижу, что тут, в «Севастополе» происходит то же самое.