Достойные внимания сюжеты из жизни Украины во время Евро
1-ый Евро в Восточной Европе - событие знаковое. И масса весёлых случаев, колоритных эпизодов происходила, естественно, не в конкретной близости от стадионов и фан-зон. Стоило отъехать от Харькова, Донецка и остальных украинских городов, принимавших чемпионат Европы, чтоб ощутить на для себя контрасты турнира. Несколько зарисовок вокруг турнира - в путевых заметках корреспондентов «Чемпионат.com».
ТАМОЖНЯ ДАЁТ ДОБРО
Для всех гостей Евро-турнир начинается с легкой, но нервной процедуры - пересечения границы. На украинской таможне в пропускном пт Нехотеевка - Гоптовка сходу оказывается на виду коридор с логотипом Евро. Как туда попасть? Необходимы билеты на матч, но они есть далековато не у всех путников. Но сотрудникам пограничной и таможенной служб в любом случае была дана команда очень лояльно относиться к иностранцам, последующим на Евро. Мы направились на Украину за два дня до старта турнира, так что наплыва особенного не застали. Очередь из 10 машин в каждом коридоре движется достаточно быстро. Когда очередь доходит до нашей журналистской мини-бригады, сотрудники проявляют любопытство: куда конкретно едете, что будете освещать, как оцените перспективы украинской сборной. Вообщем, добродушно настроены не все. Один серьезный пограничник всё пробует узнать, почему у нас с собой нет ни путевого листа от компании, ни аккредитации. Доводы о том, что командировки у нас оформляются чуть по другому, а аккредитации УЕФА выдаёт уже на месте, кажутся ему неубедительными. Смс-сообщение с доказательством аккредитации, вообщем, находить не приходится - нам всё же хотят счастливого пути и открывают путь на Евро.
Выезд с местности Украины занимает уже больше времени, но только за счёт длины очередей - почти все русские болельщики опосля донецкого полуфинала, как и мы, отправляются восвояси. Вопросцев же на таможне возникает куда меньше. Основной - «Ну и как для вас наш Евро?». Из разряда смешного - при заезде в пограничную зону, прочитав в наших очах неудовольствие размером очередей, нам дают «помочь убыстрить процесс». Но, присмотревшись к надписи «Пресса» на капоте кара, быстренько посылают в общую очередь.
ДОЛГАЯ ДОРОГА В ЯМАХ
Практически все, кто решил посетить украинские матчи Евро на машине, на вопросец о первых впечатлениях отвечают: «Дороги!» — и округляют глаза. К чемпионату в районе городов — владельцев турнира отремонтировали ряд трасс, но необходимо сильно попытаться, чтоб не оказаться на куда наиболее обычной украинской дороге. Даже наикрупнейшие трассы, типа М-03, по которой туристы двигаются из Харькова в Донецк, участки с новеньким ровненьким асфальтом встречаются нечасто. Вообщем, такие переезды способны потрепать нервишки. В принципе опосля русского дорожного движения сюрпризов не настолько не мало, а вот гости из Европы, с которым довелось пообщаться на данную тему, пребывают в шоке. Как так: едешь в горку, дорога просматривается только метров на 200, ты обгоняешь по встречной полосе и только в крайний момент уходишь от лобового столкновения. Когда для тебя навстречу несётся таковой вон авантюрист - приходится резко сбавлять скорость, а то и уходить на обочину, чтоб избежать серьёзного ДТП. И такие случаи не единичные. Естественно, иностранцы опосля таковых поездок обязаны продегустировать горилку либо по последней мере закупить в аптеке успокоительное.
Приз за худшие дороги вокруг Евро мы бы безусловно дали городку Горловке, меж иным, одному из больших на Донбассе. Для местных обитателей это сказка во языцех, в Вебе можно даже отыскать кинофильм о данной «достопримечательности». «До нашего городка просто не доходят средства, — ведает Андрей, таксист из Горловки, в данной нам "документалке". — Они тратятся на подготовку к Евро-2012. У нас даже ямы, которые по колено, не латаются. Работая в такси, я зарабатываю лишь на ремонт машинки и налоги. Мы же платим налоги — должны же средства дойти и до наших дорог. Трассы, которые проходят по нашему городку, в плачевном состоянии. Перед проведением Евро-2012 наш город, наверняка, нужно стереть с карты, чтоб никто сюда не заехал не увидел состояние наших дорог». С карты Горловку никто не стёр, и иностранцы сюда добрались - кто проездом в Донецк, кто, как и мы, тормознул в местной гостинице. Нужно ли говорить, что для их это воспоминание стало одним из основных нефутбольных на Евро. Тут даже мощнейший джип не проедет со скоростью больше 10 км в час - машинку жаль. Вот и нам на новейшей Kia Rio с надписью «Чемпионат.com» по краям приходилось аккуратненько переваливаться из ямы в яму. Нужно дать машине подабающее - с таковыми экстремальными дорожными критериями она управлялась отлично. Что не скажешь о тех, в чьей компетенции ремонт местных дорог. Когда в гостиницу Горловки перед полуфиналом Испания - Португалия заселились германские болельщики, в обиход пошла шуточка, что хорошо бы им сделать вклад в восстановление местных улиц и шоссе. Ведь, судя по всему, разрушены они были ещё в годы Великой Отечественной.
ДАI
Какую конкретно аннотацию получила дорожная милиция Украины во время Евро, непонятно. Но, по словам украинских автовладельцев, особенных конфигураций в её работе не наблюдалось. Как было ДАI говорящим заглавием, так и осталось. Кстати, и наличие видеорегистратора и надписи «Пресса» на нашей Kia Rio никак не мешало инспекторам по мере необходимости озвучивать сумму, позволяющую сэкономить время на оформление протокола. При всем этом сами штрафы несколько различаются от русских - практически в тыщу рублей обойдётся превышение скорости уже на 30 км в час. А вот ловить на нарушении разметки тут, напротив, не принято. Потому на наших очах под Харьковом через сплошную обгоняли даже машинку ДАI. Кто бы из русских гаишников отказался от такового улова? Но украинский патруль никак не отреагировал на такое очевидно нарушение. Ещё один смешной эпизод - перекрытие вольных парковочных мест в дни матчей в центре Донецка. Оттуда, где ещё накануне мы могли расслабленно поставить кар, прогоняли сотрудники ДАI, отправляя на расположенную практически в пары 10-ках метров платную парковку. Правда, стоимость там умеренная - в районе 5-6 гривен, другими словами 20-24 рублей. Когда по случаю празднования Дня молодёжи в расположенной в 40 километрах от Донецка Горловке нас не пустили на стоянку перед гостиницей, предложив встать за углом за средства, мы не удержались от вопросца к парковщику - уж не в сговоре ли они. «Ну, да», — расслабленно констатировал предприимчивый юноша.
ОСВЕНЦИМ, КОТОРОГО НЕТ
Что интересно - перед Евро иностранных (в большей степени английских) болельщиков стращали совсем не дорогами, а расизмом, бандитизмом и невыносимыми бытовыми критериями. Вот почему когда один украинский депутат написал, что поклонники ассоциируют фан-кемпинг на окраине Донецка с Освенцимом, английские журналисты схватили эту идею очень охотно. Но те, кто не поленился съездить на место и проверить, могли убедиться, что ни у кого из разместившихся тут болельщиков нет и мысли предъявлять претензии. Естественно, это вариант не для семей с детками не для респектабельных любителей футбола. Но для тех, кто путешествует дружной компанией в фургончике, приехал со собственной палаткой либо отыскивает место просто для ночевки, - самое оно. Стоимость одной ночи на человека тут не превосходила тыщи рублей. На местности — спортплощадки, 70 общих туалетов и 70 душевых, пункты обмена валюты, возможность выхода в Веб.
Сами номера - это водонепроницаемые палатки с койками. Они закрываются на ключ, так что тут можно бросить и вещи. У кемпинга была собственная охрана плюс повсевременно приезжали полицейские из Великобритании, Франции, Испании, контролировали, всё ли в порядке у болельщиков из этих государств. При вместимости кемпинга в три тыщи мест за время Евро через него прошло порядка 15 тыщ болельщиков. Большая часть заезжали сюда просто на ночёвку, а весь день люди проводили в городке. Вообщем, с утехами всё было в порядке и в самом кемпинге - кафе, бары, трансляции, бассейн, сцена с представлениями, дискотеки. Кстати, по окончании турнира кемпинг планируется применять конкретно как площадку для различного рода веселительных мероприятий.