30 годов назад состоялся один из наилучших матчей в истории футбола
30 годов назад, 8 июля 1982 года, на чемпионате мира в Испании состоялся один из самых ярчайших матчей в истории проведения схожих турниров - полуфинал ФРГ- Франция. В нём было полностью всё. Блестящее исполнительское мастерство футболистов, лихо закрученный сюжет, драматичнейшая развязка, тяжелейшая травма игрока, споры о умышленном либо случайном нанесении которой не умолкают до этого времени. Много позднее один участников той знаменитой игры Мишель Платини произнес: «Кто не лицезрел матч ФРГ - Франция, тот не знает, что такое чемпионат мира».
6 мячей и два выбитых зуба
Футбольная краса полуфинала чемпионата мира 1982 года меж германской и французской сборными была обоснована сначала тем, что команды придерживались диаметрально противоположных концепций игры. Ведомые Мишелем Платини «трёхцветные» проповедовали атакующий, искромётный футбол, основанный на импровизации и личных действиях игроков. Сборная ФРГ предпочитала футбол оптимальный, построенный на кинжальных контрвыпадах, когда манёвр каждого игрока заблаговременно продуман и доведён до автоматизма на тренировочных упражнениях.
В 1-ые минутки матча тактическая дисциплинированность сборной ФРГ оказалась посильнее импровизационного стиля французов. На 14-й минутке исполнявший штрафной германский полузащитник Пьер Литтбарски, обведя «стенку», попал в перекладину. Спустя три минутки «трёхцветные» показали редкую беспечность в обороне, позволив Паулю Брайтнеру дойти по центру до полосы штрафной и вывести один на один с вратарём Жаном-Люком Эттори Клауса Фишера. Удар форварда голкипер французов парировал, но мяч отлетел к Литтбарски, который повторным ударом «прошил» группу из пары футболистов и открыл счёт.
Как ни удивительно, конкретно опосля пропущенного гола у сборной Франции что именуется «пошла игра», и спустя 10 минут одна из её ажурных композиций завершилась тем, что защитник германской сборной, чтобы не допустить выхода на ударную позицию нападающего конкурента Доминика Рошто, приобнял его руками, что не ускользнуло от внимания голландского рефери Чарлза Корвера, указавшего на «точку». Мишель Платини чётким ударом развел мяч и кипера германцев Харальда Шумахера по различным углам ворот - 1:1.
В предстоящем игра проходила во взаимных атаках, заставляя в поте лица трудиться Эттори и Шумахера. Через пару лет германский вратарь в собственной книжке «Свисток» напишет, что французские футболисты часто пробовали выбить у него из рук мяч, чем здорово его привели в ярость. Может быть, так оно и было, но ответные эмоции Шумахера очевидно не соответствовали причинённому ему шипами бутс вреду. Наиболее того, в одном из эпизодов, поймав прикатившийся к нему в руки мяч, вратарь сборной ФРГ нежданно сделал пару шагов вперёд и устрашающе напрыгнул на приблизившегося к нему форварда французской команды Дидье Сикса.
Оказалось, что это были ещё цветы. Сначала второго тайма Шумахер повторил собственный приём, который на этот раз имел самые печальные последствия. Платини великолепным пасом из глубины поля вывел один на один лишь что появившегося на поле Патрика Баттистона, Шумахер со скоростью метеорита рванул ему навстречу, француз успел пробить мимо вратаря, узреть, что промахнулся, расслабиться и спустя секунду оказался сокрушён не прекратившим движение массивным голкипером. Итогом отвратительной атаки со стороны вратаря сборной ФРГ стало сотрясение мозга, два выбитых зуба и повреждение шейного позвонка. «Я брошусь со всей быстротой и силой, на которые лишь способен, навстречу каждому вышедшему на мои ворота, — написал позже Шумахер в своём "Свистке". - Здесь никогда ничего не поменяется. Я знаю, что моё столкновение с Баттистоном было несчастным случаем. Но он многому меня обучил. Противник, поверженный на землю, - это человек, к которому я должен проявить сострадание».
Как досадно бы это не звучало, в тот день сострадание Шумахер проявлять не собирался. Он показал соответствующим жестом в сторону потерявшего сознание футболиста «Давай, подымайся!» и как ни в чём не бывало установил мяч на углу вратарской, всем своим видом демонстрируя, что нужно продолжать игру. Самой же умопомрачительной была реакция судьи. Чарлз Корвер тормознул в паре метров от Баттистона, повернулся к нему спиной (!) и принял выжидательную позу, из которой его вывели партнёры получившего тяжелейшие повреждения футболиста. Возможно, Корвер посчитал, что раз Баттистон успел пробить по воротам, то нарушения правил со стороны Шумахера не имело места. А, может быть, арбитр сам пережил мощный стресс и на какое-то время утратил чувство действительности.
Во всяком случае то, что на данный момент было бы справедливо сочтено за преднамеренную грубость (опосля удара Баттистона Шумахер мог предотвратить столкновение, но он продолжал двигаться на конкурента) и наказано красноватой карточкой, 8 июля 1982 года не удостоилось даже «горчичника». Пока лишившемуся эмоций Баттистону оказывали помощь и выносили его с поля, Шумахер неторопливо ходил по штрафной площади и даже замахнулся мячом на располагавшихся за его воротами французских болельщиков.
По окончании чемпионата мира вратарь сборной ФРГ пару раз высказывал сожаление о своём поступке и навестил всё ещё находившегося в больнице Баттистона. Футболисты помирились и даже стали приятелями. Но сложилось воспоминание, что мировую они заключили быстрее для публики, и навряд ли в душе Патрик мог простить человека, чуть не сделавшего его калекой, а сходу опосля матча выдавшего фразу: «Пусть он (Баттистон) вставит для себя зубы и пришлёт мне счёт - я оплачу».
Эпизод с травмой игрока сборной Франции и оставшимся безнаказанным Шумахером привёл к тому, что нейтральные испанские зрители, присутствовавшие на «Эстадио Санчес Писхуан», дружно начали болеть за сборную Франции. В основное время голов больше не было, а вот в доп их оказалось целых четыре.
Поначалу Ален Жиресс подал с правого фланга атаки штрафной, назначенный за маленький фол против Платини, мяч задел выпрыгнувших футболистов «стенки», успешно погрузился прямо на стоявшего в одиночестве перед чужими воротами защитника трёхцветных Мариуса Трезора, и тот, прекрасно положив корпус, могучим ударом вколотил пятнистого в сетку. Спустя ещё 6 минут французы провели еще одну изящную многоходовую комбинацию: Платини отпасовал Сиксу, форвард покатил мяч вдоль полосы штрафной на набегавшего Жиресса, и самый низкорослый (163 сантиметра) игрок чемпионата точно пробил в угол. 3:1 в пользу Франции.
И тут необходимо дать подабающее германской команде. Футболисты сборной ФРГ показали завидную волю к победе, не сломались и умудрились ликвидировать настолько внушительную фору. Главный же фигурой в их рядах стал вышедший на смену перед голом Жиресса Карл-Хайнц Румменигге. Форвард играл с незалеченной травмой, но своим бесстрашием, желанием стелиться в подкатах, выцарапывать мяч у конкурентов, вдохнул свежайшие силы в партнёров по команде. На 102-й минутке Румменигге в жёстком единоборстве с защитником неописуемым образом дастал до мяча и замкнул прострел Пьера Литтбарски. А на 108-й минутке Бернд Фёрстер выслал Литтбарски в прорыв по левому флангу, полузащитник сборной ФРГ добежал до лицевой полосы, подал на дальнюю штангу, Хорст Хрубеш головой сбросил мяч в центр штрафной, и Клаус Фишер красивейшим ударом через себя вернул равновесие - 3:3.
В серии пенальти Эттори парировал 3-ий по счёту удар конкурента в выполнении Ули Штилике: сильно нервничавший защитник сборной ФРГ направил мяч фактически во вратаря и, поняв, что ошибся, закрыл лицо руками. Но здесь же Шумахер забрал мяч в правом нижнем от себя углу, несильно направленный туда Дидье Сиксом. В серии же до промаха роковым для трёхцветных оказался 1-ый удар, который вызвался пробить Максим Босси: Шумахер разгадал намерения защитника сборной Франции. Ну а Хорст Хрубеш собственного шанса не упустил. Победив с общим счётом 8:7, в финал вышла сборная ФРГ, но там она уступила команде Италии 1:3. Выложившиеся же в полуфинале французы на матч за третье место против Польши выпустили резервный состав и тоже потерпели поражение 2:3.