Александр Липенко: «Раньше опосля проигрыша динамовцы два дня не выходили на улицу — так постыдно было…»
Накануне данной даты «ФАКТЫ» поговорили с Александром Липенко. Признаюсь, собираясь на встречу с мэтром отечественной спортивной журналистики, по мановению руки которого замолкают многомилионные трибуны и взрываются овациями: «Ди-на-мо», «Ди-на-мо»!», я беспокоилась. Какими уникальными вопросцами можно удивить человека, который за полувековую профессиональную деятельность взял тыщи интервью у звезд спорта? Каково же было мое удивление, когда Александр Анатольевич признался, что сам изрядно переживал: оказывается, у него никогда в жизни интервью не брала дама.
«Во время чествования юношеского "Динамо", ставшего фаворитом СССР, цветочки мне вручал Валера Лобановский»
— Александр Анатольевич, вас нередко именуют футбольным шоуменом. А кем бы вы сами себя окрестили?
— Ранее я чрезвычайно дулся на такое определение собственной деятельности. Ну какой-такой я шоумен либо диджей? В советские-то времена даже слов таковых не знали. А позже привык — пусть будет шоумен. Хотя я именовал бы себя так: человек, помогающий болельщикам проникнуться духом действия, на которое они пришли. Занимаюсь сиим больше 20 лет. Пожалуй, я одним из первых в Украине начал работать с фанатами — не лишь с футбольными. Привнес что-то новое в ведение спортивных событий. Начинал с хоккея. Я тогда работал на Укргостелерадио. С утра записывал интервью с Виктором Тихоновым, Хелмутом Балдерисом, Валерием Харламовым и делал радиожурналы. Они звучали в перерыве матчей во Дворце спорта. Меня поразило, что люди не уходили курить либо пить пиво, а посиживали и слушали.
Позже делал такие выпуски для футбольных матчей на Республиканском стадионе (на данный момент НСК «Олимпийский». — Авт.). Позднее уже больше работал с микрофоном. Выходил на футбольную арену с микрофоном наиболее 600 раз. Освещал не только лишь футбол, да и бокс, кикбоксинг, гандбол, баскетбол. Да всего не перечислить.
— Откуда вы родом?
— Родился я в Нижнем Тагиле, куда эвакуировали из Киева военный завод, на котором работала моя мать. Через год, когда столицу освободили, наша семья возвратилась домой, в Киев. Жили в самом центре, около Оперного театра. В футбол я играл во дворе посреди сараев. Сходу стал в ворота. Пацаны старались бить технично, низом, так как ежели мяч перелетал выше сарая, то было надо бежать за ним на другую улицу. Кирзовые мячи стоили тогда 16 рублей. Сбрасывались с мальчишками и брали в охотничьем магазине на улице Ленина (сейчас Хмельницкого. — Авт.).
Мы, послевоенные пацаны, часто недоедали, но тренировались исступленно. Это на данный момент других деток привозят на тренировки на дорогих машинках, сторожи им шнурки завязывают. Я умудрялся заниматься не только лишь футболом, да и аква поло, академической греблей, регби. В 1954-м записался в динамовскую школу. Вот с того времени как минимум трижды в недельку захожу в ворота стадиона «Динамо». Это мой 2-ой дом.
В 1960-м в составе юношеской команды киевского «Динамо» стал фаворитом Русского Союза. Финальную пульку игрались в Мичуринске. В финале мы обыграли столичный «Спартак» — 3:0 — и принесли динамовскому клубу 1-ое «золото» союзного чемпионата посреди юношей. Чествовали нас на стадионе имени Никиты Хрущева. Выстроили на кромке поля, а основной состав, который уже на игру выбегал, дарил нам букеты. Итак вот, букет цветов мне вручал тогда еще совершенно юный Валера Лобановский. Но я с ним и ранее был отлично знаком. На последующий год, когда основной состав «Динамо» выиграл чемпионат, мы их поздравляли.
— А что же это все-таки за история с банкой сока, которую вы проспорили Валерию Лобановскому?
— В период реконструкции стадиона «Динамо» мы раздевались на крыше гаража. Позже тренировались совместно с главным составом. Как-то — уже затемно — я задержался на поле. А Валера в стороне жонглировал мячом. Таковой стильной манеры игры, как у него, не было ни у кого. Недаром его называли балериной. Валера говорит мне: «А ну-ка, стань на ворота. Как ты думаешь, сколько я для тебя мячей забью?» «Ну мячей 5, не больше», — отвечаю. Поспорили на трехлитровую банку сока, что он забьет мне с 10 пенальти 10. Я, конечно, проспорил. Но так вышло, что дал эту банку сока Лобановскому лет через пятнадцать, на пресс-конференции в Конче-Заспе.
— Вы почти все годы дали работе в клубе «Динамо». В качестве кого вы там начинали работать?
— Как журналист. Хотя мог бы продолжить футбольную карьеру — мне давали играться в дубле «Динамо». Но мать настояла на учебе. У меня диплом переводчика-референта британского языка. По специальности не работал ни дня. Сходу опосля окончания института пошел работать в молодежную редакцию Гостелерадио на Крещатике, 26. Возглавил спортивный отдел. Дал спортивной радиожурналистике 13 лет. Позже перебежал в «Вечерний Киев». Как футбольный журналист ездил с «Динамо» фактически на все матчи. Побывал с «Динамо» в наиболее чем 50 странах мира. Но не только лишь футбол освещал. Я «журналист-многоборец»: ездил и с бойцами, и с баскетболистами…
Паспорт выдавали в Москве лишь на одну поездку. Средства нельзя было поменять на валюту. Так кто пару бутылок водки с собой брал, а кто икру либо матрешки. Я брал в магазине «Гавана» на Красноармейской пару коробок кубинских сигар. Продашь по дешевке — сувениры домой привезешь.
Как-то поехал на чемпионат Европы по баскетболу в Германию. Ребята из редакции попросили привезти наклейки. Тогда в Союзе и эта ерунда в диковину была. В Карлсруэ в поисках наклеек обошел несколько магазинов — недешево. По дороге в отель увидел телефонную будку. Там лежала телефонная книжка, а сверху — целая пачка наклеек Адидас. «Вот подфартило!» — обрадовался находке.
«Я пел на стадионе песню из репертуара "Битлз", а Леонид Кравчук мне на бандуре подыгрывал»
— Поведайте о именитом матче звезд эстрады и журналистики, который вы выдумали и провели в сентябре 1992 года.
— У этого матча есть своя увлекательная предыстория. В 1991-м на Республиканском стадионе было скооперировано шоу в честь 30-летия победы «Динамо» в чемпионате СССР и 30-летия полета Юрия Гагарина в космос. Появилась мысль организовать матч «Звезды космоса — звезды киевского "Динамо". О-о-очень трудно было организовать этот матч. В Киев приехали несколько астронавтов и человек семь из отряда подготовки. Из звезд "Динамо" на поле вышли Валерий Лобановский, Йожеф Сабо, Виктор Серебряников, Андрей Биба.
Тогда Леонид Кравчук лишь баллотировался в президенты. Мы решили пригласить его. Он произнес, что придет лишь в этом случае, ежели стадион будет полным. В день матча грянул та-а-кой ливень!.. Рыдать хотелось. Но собралось аж семь тыщ зрителей. Приехал Кравчук, ему бандуру вручили. Я пел на стадионе "Yesterday" из репертуара "Биттлз", а Леонид Кравчук мне на бандуре подыгрывал.
Ровно через год крупная часть коллектива "Вечерки", в том числе Александр Швец, ушла из газеты. Мы только-только раскручивали новое издание революционного в те времена формата — "Киевские ведомости". Задумали сделать матч с ролью журналистов. Тогда перед стадионом рынок "Патент" работал, всегда шла реклама: "Приходите на матч. Вход бесплатный". Но все равно задумывались, что ежели 8 тыщ придет, то это просто здорово будет. Выходим на разминку (в нашей команде — Александр Швец, Владимир Кулеба, Юрий Сай), а на трибунах гул, тыщ 50 точно посиживает. Через пятнадцать минут, когда уже началась игра, стадион был набит битком: 100 тыщ зрителей!
Эстрадную команду выводил на поле Миша Поплавский. Мы выиграли у артистов со счетом 2:1. Сай забил два гола, я отразил пенальти.
В перерыве подарки зрителям раздавали: детям — мороженое, мужчинам — пиво, дамам — пакетики завезенные из других стран. С пивом накладка вышла: привезли две цистерны, а стаканчиков пластмассовых — недостаток жуткий — не хватило на всех. Что мужчины делали: брали на "Патенте" презервативы, заполняли пивом и несли домой.
— Молвят, этот матч даже в Книжку рекордов Гиннесса попал.
— Да, так как ни одна футбольная игра с ролью любителей не собирала такового количества зрителей.
Позже уже по накатанному сценарию много остальных увлекательных мероприятий проводили — и с дипломатами игрались, и с предпринимателями. Собирали по 8-10 тыщ зрителей. В крайние годы нередко езжу с ветеранами "Динамо" по городам-весям Украины и получаю такое наслаждение! С какой радостью встречают участников прежнего звездного состава "Динамо" — Витю Хлуса, Олега Саленко, Виктора Леоненко, Сергея Федорова, Леню Буряка.
Опосля еще одного фиаско "Динамо" в принципиальных матчах меня нередко спрашивают болельщики: "Ну что такое, почему так? Зарплаты астрономические, машинки… Чего же еще нашим игрокам не хватает для результата?" Помню игру "Динамо" с 1954 года, когда киевляне выиграли Кубок СССР. Капитан команды Андрей Зазроев получил тогда байк с коляской. Такое поощрение за счастье считали. В 1961-м за золотые медали союзного чемпионата Андрею Бибе, Олегу Базилевичу, Виктору Каневскому, Виталию Трояновскому, Валерию Лобановскому разрешили приобрести "Москвичи".
Как-то Йожеф Сабо произнес: "Когда мы проигрывали, то два дня не выходили на улицу, так постыдно было. Казалось, на меня все с укором глядят, небо темное". А на данный момент, не в обиду сегодняшним игрокам будет сказано, проиграли — улыбаются, в самолете в карты играют…